О позиции Министерства энергетики от 16.11.2020 относительно Энергоатома

Среда, 18 ноября, 2020 - 09:04

ГП «НАЭК «Энергоатом» опровергает приведенные в пресс-релизе Минэнерго, размещенном 16 ноября 2020 года на сайте этого министерства, а впоследствии - платно на других онлайн-ресурсах, утверждения и "аргументы" о якобы необоснованной позиции Энергоатома относительно причин подорожания электроэнергии.

В то же время напоминаем, что в соответствии с Положением о Министерстве энергетики Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 507 от 17 июня 2020 года, Минэнерго является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в электроэнергетическом комплексе. Министерство формирует и утверждает прогнозный баланс электрической энергии в объединенной энергосистеме Украины.

Кроме того, напоминаем, что наибольшее падение объемов производства электроэнергии и проблемы возникли именно в связи с введенными в апреле 2020 года балансовыми ограничениями (от которых Минэнерго почему-то открещивается). Тогда министерство пересмотрело Прогнозный баланс объединенной энергосистемы Украины на 2020 год и сократило объем товарной продукции Энергоатома с 80,6 млрд кВт-час до 73,7 млрд кВт-час.

Такое решение профильного министерства не учитывало ни технических нормативов эксплуатации энергоблоков АЭС, ни графиков планового ремонта.

График ремонта энергоблоков АЭС разрабатывался заранее и учитывал многочисленные факторы, в частности: балансовую нагрузку, время года, технические нормы и правила. Но из-за недальновидных решений министерства этот график был сломан, что привело к смещению сроков выполнения регламентных ремонтных работ на энергоблоках Запорожской и Ривненской АЭС.

Впервые в истории отечественной атомной отрасли три энергоблока были выведены в резерв на период от одного до трех месяцев, а другие работали с ограничениями мощности от 10 до 40%.

Спикеры Минэнерго и лично в.и.о. министра на всех информационных площадках непрерывно твердили о «падении спроса» на электроэнергию внутри страны – из-за якобы «неслыханного сокращения промпроизводства» и «коронакризиса», настаивая на необходимости ограничения атомной генерации в связи с «профицитом» электроэнергии. Соответствующее решение Антикризисного штаба при Кабмине по представлению Минэнерго привело к ежемесячным убыткам НАЭК «Энергоатом» на уровне 1 – 1,5 млрд грн в связи с балансовыми ограничениями производства электроэнергии на АЭС.

Результатом решений Минэнерго стал рост производства электроэнергии тепловыми электростанциями, доля которых в общем энергобалансе страны в периоды максимального искусственного ограничения мощности энергоблоков АЭС начала превышать традиционно наибольшую долю атомной генерации.

О том, какие угрозы несет внедренное искусственно ограничение мощности украинских АЭС и какие технические последствия это повлечет, Энергоатом неоднократно предупреждал профильное министерство.

Относительно сроков выполнения ремонтов на энергоблоках АЭС, напомним, что, например, плановый ремонт энергоблока №2 ЗАЭС должен был начаться в начале июня. Однако в конце апреля Минэнерго вводит необоснованные балансовые ограничения, и блок, имея мощность 1000 МВт, выдает только 580 МВт, затем и того более - на три недели выводится в резерв, далее снова работает с ограничением почти в 40% от установленной мощности. В итоге - смещается срок использования ядерного топлива, соответственно плановый ремонт также начинается почти на два месяца позже.

Таким образом, ремонт, который должен был закончиться в начале сентября, закончился только в ноябре. Именно искусственные ограничения производства электроэнергии на АЭС в период апреля - августа привели к текущей ситуации.

Аналогичная история происходила и с обслуживанием 4-го и 5-го энергоблоков Запорожской АЭС.

Энергоатом отдельно подчеркивает (и Компания своим письмом проинформировала об этом Минэнерго), что уже на начало ноября энергоблоки №2 и №4 ЗАЭС были готовы к запуску. Но согласно разрешению Госатомрегулирования подключение к сети энергоблока №4 ЗАЭС произошло лишь 14 ноября. Энергоблок №2 ЗАЭС готов к набору параметров и подключению к сети и находится в ожидании пускового совещания с участием Госатомрегулирования, которое запланировано на 19 ноября. С учетом этого ожидаемый срок подключения блока к сети - не позднее 25 ноября 2020 года. Учитывая определенные законодательством сроки лицензирования эксплуатации энергоблоков АЭС в сверх проектный период, ожидаемый срок подключения энергоблока №5 ЗАЭС - 20 декабря 2020 года.

И самое главное. Энергоатом обращает внимание Минэнерго на то, что несмотря на искусственные препятствия и ограничения Компания постоянно работает в рамках баланса, утвержденного Министерством энергетики. Даже с учетом смещения графика планового обслуживания энергоблоков, не было ни одного месяца, когда бы Компания не выполнила, а даже и перевыполнила, установленные Министерством нормы.

Например, в ноябре балансом для атомной генерации предусмотрено производство 6 млрд 85 млн кВт-ч электроэнергии, тогда как по прогнозу Энергоатома производство на АЭС составит по итогам месяца 6 млрд 101 млн кВт-ч.

То есть выход энергоблоков из ремонта - это чисто технический вопрос Энергоатома, который не влияет на общую загруженность энергосистемы, и Компания не может и не должна нести ответственность за неразумное планирование нагрузки министерством.

Мы понимаем позицию Минэнерго, что в условиях колоссальных проблем в энергетической системе Украины, кризиса неплатежей, обострения старых нерешенных проблем, в частности в угольной отрасли, пора переложить ответственность за собственные просчеты на другие органы и субъекты энергорынка.

В очередной раз подчеркиваем о недопустимости:

  • принятия некомпетентных решений,
  • предоставления искаженной и необъективной информации о ситуации в отрасли другим органам власти, средствам массовой информации и обществу,
  • информационных атак на Энергоатом, в том числе и с помощью проплаченных ручных "экспертов" и тому подобное.

Продолжение этих действий может привести к полной разбалансировке энергетической системы и непредсказуемым последствиям.